ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"МОГИЛЁВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ГИМНАЗИЯ №1"
Главная
Администрация
Одно окно
Наша символика
Наши новости
Контакты

Родителям

Шестой школьный день

Выпускнику

Инновационная деятельность

Попечительский совет

Общественные

организации

Библиотечный центр

Гимназическая печать

Расписания

Поздравляем

Фотоальбомы

Психологическая служба

Летняя дистанционная школа

Школа безопасности

Изучаем иностранные языки

Изучаем естественные науки

Школьный музей "Боевой путь 50-й армии в годы ВОВ"

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ХОРОШО УЧИТЬСЯ

Чтобы сохранить воспитать у ребёнка стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться.

Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые считают, что, отдав ребёнка в школу, можно облегчённо вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа.  Но учителя объясняют детям приёмы работы, а как ребёнок усвоил эти приёмы, как он их использует и использует ли вообще, остаётся вне поля зрения учителей. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребёнка. И они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.

Ещё К. Д. Ушинский говорил, что именно родители должны максимально опекать своё дитя на начальном этапе обучения. Их задача – научить правильно учиться.

Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трёх направлениях:

  • организация режима дня,

  • контроль за выполнением домашних заданий,

  • приучение детей к самостоятельности.

Предлагаем несколько эффективных советов.

 

1. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ

 

Организация режима дня позволяет ребёнку легче справится с учебной нагрузкой, защищает нервную систему от переутомления, т. е. укрепляет здоровье. У 20% школьников плохое здоровье – причина неуспеваемости.

Поэтому приучайте ребёнка к соблюдению режима дня, рациональному питанию. Добивайтесь, чтобы ребёнок выполнял утреннюю гимнастику, занимался спортом.

Точный распорядок занятий – это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытьё посуды, вынос мусора и т. д.).  Их может быть немного, но нужно, чтобы ребёнок выполнял свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребёнку не придётся постоянно напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т. д.

Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время.

Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач.

Хорошо, если вы будете просить пересказать то, что прочитал ребёнок. При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесённые слова. Таким образом, дети будут учиться формулировать свои мысли.

Важный вопрос в организации режима дня – это организация досуга. Важно не оставлять ребёнка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учёбы время.

Особое внимание следует уделять пребыванию на свежем воздухе. Продолжительность прогулок должна быть 2-3,5 часа в день: чем младше ребёнок, тем больше времени он должен проводить на улице. У детей должна быть реализована потребность в движении.

Необходимо правильно организовать сон ребенка. Учащимся начальной школы желателен дневной сон (1 час). Вечером рекомендуется ложиться спать младшим школьникам в 21.00, старшеклассникам – в 22.00.

Позаботьтесь, чтобы после ужина ребёнок не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы», не играл в шумные игры. Всё это отразится на сне, на самочувствии ребёнка. Если ребёнок спит, следите, чтобы громко не звучал телевизор, радио. Погасите свет, говорите тише. Если ребенок ложиться спать поздно, физиологически его организм не успевает отдохнуть.

 

 

2. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

 

Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами: «Какие отметки?», «Выполнил ли уроки?». После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей.

Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняют небрежно, неаккуратно, начинают накапливаться пробелы в знаниях, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. Это может привести к интеллектуальной пассивности ребёнка. Он не понимает вопросов учителя, ответов одноклассников. Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, это перерастает в привычку и в нежелание учиться.

Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным.

Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс. То есть важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать, как ребёнок выполнял эту работу.

Хорошо если бы вы интересовались:

  • что изучал ребёнок сегодня в школе,

  • как он понял материл,

  • как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.

При работе с детьми важно не развивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и помощью.

Контроль – это организация помощи для ликвидации каких-то пробелов, трудностей.

Для младших школьников характерно, что они сначала сделают, а потом думают. Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.

Например, решая задачу:

  • прочитать задачу, представить, о чём говорится,

  • кратко записать условие, схему,

  • пояснить, что обозначает каждое число, повторить вопрос задачи,

  • подумать, можно ли сразу ответить на вопрос задачи; если нет, то почему,

  • составить план решения задачи,

  • проверить решение,

  • записать решение в тетрадь.

Выполняя упражнение по русскому языку:

  • повторить правила,

  • прочитать задания к упражнению, повторить, что нужно сделать,

  • прочитать упражнение и выполнить все задания устно,

  • выполнить задание письменно,

  • проверить работу.

Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:

  • какая бы погода ни была,

  • какие бы не шли телепередачи,

  • чей бы день рождения не отмечался.

Уроки должны быть выполнены и выполнены хорошо. Оправдания невыполненным урокам нет и быть не может.

Очень важно, чтобы ребёнок садился за уроки в один и тот же час. Психологические исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, т. е. вырабатывается установка.

При таком настрое ребёнку не нужно преодолевать себя, т. е. сводится до нуля мучительный период втягивания в работу.

Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным, свободным от посторонних предметов. Никто не должен мешать ученику. Очень важно заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела.

У детей бывают два повода отвлечения:

Первый повод – игра: ребёнок втягивается в игру незаметно для себя. Поводом может служить оставленная игрушка, передача по телевизору, разговор родителей.

Второй повод – деловой: ищет карандаш, ручку, учебник. Чем больше отвлечений, тем больше затрачивается времени на выполнение домашнего задания. Поэтому необходимо установить чёткий порядок: например, линейка, карандаш, ручка – слева; учебник, тетради, дневник – справа.

У младших школьников есть привычка выполнять работу вполсилы. Вроде бы не отвлекается, но мысли текут лениво, постоянно прерываясь, возвращаясь обратно.

Очень важен темп работы. Работают хорошо те, которые работают быстро. Поэтому ребёнка нужно ограничивать во времени (ставить часы).

Если на первых порах вы сидите рядом с ребёнком, вы должны приободрить его: «Не торопись, пожалуйста. Смотри, какая хорошая буква получилась. Ну-ка ещё одну постарайся, чтобы ещё лучше вышло». Это, конечно, поможет ему в нелёгкой работе, даже просто сделает её веселее. Если вы будете раздражаться, если каждая помарка будет выводить вас из себя, ребёнок возненавидит эти совместные занятия. Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте. Но если уж очень плохо ребёнок выполнил задание, то надо, чтобы он переделал его на листочке и вложил в тетрадь, не для оценки, а для того, чтобы учительница видела, что ребёнок старался, и с уважением отнеслась к его труду. Одна из главных задач «сидения» рядом с сыном или дочерью – следить за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлекались во время работы. И этого можно добиться даже от самого несобранного ребёнка, если сидящие рядом мама или папа вежливо и спокойно будут возвращать его к работе.

Труднее всего  даются детям навыки письма. Важно приучить его писать чисто, соблюдая поля, обязательно без помарок.

Возникает вопрос, а когда же оставлять ребёнка наедине с уроками? Делать это нужно как можно раньше, но не резко, а постепенно. Затянуть процесс этого «сидения» тоже вредно. Те дети, которые делают уроки только с кем-нибудь из взрослых, никогда не смогут выполнить порученное им дело.

При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время самостоятельно.

 

 

3.  ПРИУЧЕНИЕ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

 

При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребёнок найдёт их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно выполнять задания за ребенка. Он может отучиться думать и будет ожидать подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать за себя.

Ребёнок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное всё-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении и приучать ребят ко всё большей и большей самостоятельности.

 

Управление образования Могилевского облисполкома

Управление образования, спорта и туризма  Могилевского горисполкома

  Счетчик посещений 

Разработчики сайта:

Шинкевич Наталья n180773@yandex.ru

Косарева Анна sun_ann@tut.by