ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"МОГИЛЁВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ГИМНАЗИЯ №1"
Главная
Администрация
Одно окно
Наша символика
Наши новости
Контакты

Боевой путь 50-йармии в годы ВОВ:

На дальних подступах к Москве

     Смоленское сражение

     Генерал-майор М.П. Петров

     Бригадный комиссар
     Шаляпин Н.А.

     полковник Пэрн Л.А.

     полковник К. Н. Леселидзе

     генерал-лейтенант А. И. 
     Еременко

     269-я стрелковая дивизия
     под командованием
     полковника А. Е. Чехарина

     майор А. А. Ложечников

     генерал-майор С. Е. Данилов

     260-я стрелковая дивизия
     под командованием
     полковника В. Д. Хохлова

     217-я стрелковая дивизия
     полковника В. П. Шлегеля

     279-я стрелковая дивизия
     под командованием
     полковника П. Г. Шелудько

     278-я стрелковая дивизия
     полковника В. И. Мелешко

     299-я стрелковая дивизия,
     которой командовал
     полковник И. Ф. Серегин

Оборона Тулы

50-я ИДЕТ НА ЗА ПАД

Освобождение Калуги

На Вяземском направлении

В Орловском выступе

Фланговый удар

Операция "Багратион"

 

Ложечников Андрей Александрович

 

Родился 13.12.1907 г. в г. Брянске в семье рабочего. Русский. С 15 лет жил в Ленинграде.

В РККА с 1927 г. В 1927 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 г. - военную авиашколу пилотов, в 1935 г. – Курсы усовершенствования командного состава при ВВА им. Жуковского.

Участвовал в советско-финской войне.

Член ВКП(б) с 1940 г.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был командиром 237-го штурмового авиаполка. Полк имел на вооружении самолеты Ил-2.

С середины августа 1941 г. 237-шап входил в состав 60-й смешанной авиадивизии Брянского фронта.

2.09.41 г. звено штурмовиков во главе с майором Ложечниковым уничтожило на вражеском аэродроме до 20 самолётов.

В одном из боев он лично сбил фашистский самолёт.

Вспоминает генерал-майор авиации Козлов: «По соседству с нашим аэродромом расположился полк штурмовиков, которым командовал майор Ложечников. С первого же дня мы взаимодействовали с этим полком, прикрывая его боевые действия.

Обстановка на фронте была исключительно сложной. Враг сосредоточил силы для дальнейшего наступления. Объектов бомбардировки и штурмовки было хоть отбавляй, и не только на поле боя, но и на марше. Только вот беда - авиации у нас было еще мало. Поэтому использовалась она главным образом на важнейших направлениях...

Командование отдало приказ штурмовому авиационному полку Ложечникова нанести штурмовой удар по вражеской колонне, а нашему полку, продолжая прикрывать сухопутные войска на поле боя, прикрыть штурмовиков. Это было первое наше сопровождение штурмовиков. В то же время «Илы» являлись единственным средством в руках командования для обеспечения боевых действий сухопутных войск и уничтожения вражеских резервов. За каждый сбитый штурмовик летчики-истребители, которые прикрывали боевые действия штурмовиков, несли персональную ответственность…

В назначенное время по команде с КП поднялись два звена штурмовиков и одно звено истребителей. Сил для прикрытия было, конечно, маловато. Но мы учитывали, что над полем боя находились наши истребители, которые могут в случае нужды поддержать. Высота полета примерно 20–50 метров. Подчас штурмовики опускались к самой земле, и их почти невозможно было разглядеть. Истребители шли несколько выше штурмовиков с тем, чтобы обеспечить себе маневр при встрече с истребителями противника.

Первая группа, возглавляемая командиром полка майором Ложечниковым, и группа прикрытия истребителей... на предельно малой высоте и максимальной скорости, вышли в район движущейся вражеской колонны. Из пушек, пулеметов и реактивными снарядами бесстрашные летчики-штурмовики уничтожали танки и другую боевую технику противника.

Первый заход - удар по головным машинам колонны реактивными снарядами, а затем комбинированные удары реактивными снарядами и пулеметно-пушечным огнем.

Над полем боя истребители противника не появились, поэтому наши истребители, прикрывая «Илы», одновременно обрушились на огневые зенитно-пулеметные точки противника. Штурмовой удар «Илов» был удачным. Горели танки, автомашины, бензозаправщики; вслед за первой группой самолетов шла вторая, третья и четвертая. Так, летчики-штурмовики нанесли врагу значительный урон, дальнейшее движение колонны было надолго приостановлено. Противник понес большие потери в боевой технике и людях.

Второй вылет оказался неудачным. Фашистское командование бросило против нас группу «мессершмиттов». В итоге на обратном маршруте «МиГ-3»… и два «Ила» были повреждены и приземлились, не долетев до аэродрома... Главными причинами нашей неудачи были несогласованность в действиях, слабое огневое взаимодействие, отсутствие опыта.

Командование полков внимательно проанализировало итоги дня и приняло меры для устранения ошибок и недочетов. Большое значение для дальнейших совместных боевых действий имела встреча летного состава обоих полков. Первая встреча братьев по оружию произошла на нашем аэродроме в один из нелетных, пасмурных дней... На площадке перед КП затормозили два грузовика, и из них начали выпрыгивать молодые, но уже опаленные войной воздушные бойцы.

После дружеских рукопожатий все разместились в палатке... До прибытия командиров полков разгорелся спор о боевых порядках штурмовиков на маршруте в районе цели и над целью, об организации боя с вражескими истребителями. По всем этим вопросам жестко критиковали друг друга.

— При такой растянутости боевых порядков штурмовиков мы не можем прикрыть каждый самолет, — говорили летчики-истребители.

— А вы, братцы, лучше следите за воздухом, а когда нет истребителей противника, подавляйте огонь зенитной артиллерии на поле боя, — возражали летчики-штурмовики...

Действительно, суть дела сводилась к отсутствию взаимодействия и необходимости всесторонне продумать его формы...

Майор Ложечников детально рассказал о тактике, об особенностях боевых действий и боевых порядках штурмовиков, о принципе взаимодействия штурмовой группы и штурмовиков с истребителями.

- Мы собрались сегодня не для того, чтобы сваливать вину за ошибки друг на друга. От этого никакой пользы, а дело будет страдать. Кому нужны неоправданные потери! Корень зла лежит в незнании особенностей боевых действий вами и нами.

Затем выступил наш командир полка...

Так мы выяснили все наболевшие вопросы и, как говорится, «разложили все по полочкам». Тут же было высказано пожелание, чтобы прикрывать штурмовики летали одни и те же летчики-истребители. Подробное обсуждение наших общих дел оказалось очень полезным для дальнейших совместных действий. Пообедав вместе, угостив своих братьев по оружию положенными ста граммами, мы проводили их на свой аэродром.

После этого мы стали действовать более согласованно и дружно. В начале сентября командиру полка майору Ложечникову было присвоено звание Героя Советского Союза. Многие летчики обоих полков были награждены орденами. Это событие мы отметили вместе».

11.09.41 г. майору Ложечникову Андрею Александровичу было присвоено звание Герой Советского Союза.

С 14.10.41 г. 237-й шап входил в состав 77-й сад.

С 24.05.42 по 27.04.44 гг. полковник Ложечников командовал 227-й штурмовой Бердичевской Краснознаменной авиадивизией.

227-я шад была сформирована в мае 1942 г. и входила в состав 2-й ВА.

В январе-апреле 1943 г. действовала на Воронежском фронте.

С 3.06.44 по 25.09.44 гг. полковник Ложечников командовал 189-й штурмовой авиадивизией[2] 17-й ВА.

С августа 1945 г. полковник Ложечников – в запасе.

Жил в Ленинграде. 27.10.74 г. умер.

Герой Советского Союза (11.09.41). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Кутузова 2-й степени, медалями.

Управление образования Могилевского облисполкома

Управление образования, спорта и туризма  Могилевского горисполкома

 Счетчик посещений

Разработчики сайта:

Шинкевич Наталья n180773@yandex.ru

Сенакосова Анна sun_ann@tut.by