ГOСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"МОГИЛЁВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ГИМНАЗИЯ №1"
Главная
Администрация
Одно окно
Наша символика
Наши новости
Контакты

Родителям

Шестой школьный день

Выпускнику

Инновационная деятельность

Попечительский совет

Общественные

организации

Библиотечный центр

Гимназическая печать

Расписания

Поздравляем

Фотоальбомы

Психологическая служба

Летняя дистанционная школа

Школа безопасности

Изучаем иностранные языки

Изучаем естественные науки

Школьный музей "Боевой путь 50-й армии в годы ВОВ"

 

Как правильно изучать профессию

Правильный выбор профессионального будущего является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни.

Выбор профессии определяет, кем человеку быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать.

Процесс профессионального самоопределения характеризуется многомерностью. Для правильного адекватного выбора приходится проделать большую внутреннюю работу: проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности личности), изучить требования избираемой профессии, оценить свое соответствие этим требованиям.

В мире существует огромное количество профессий, которые охватывают различные сферы человеческой деятельности и сопровождают общество в течение многих столетий. С развитием науки они постоянно изменяются и совершенствуются, но при этом сохраняют свои главные признаки.

Планируя свою будущую карьеру, молодым людям необходимо знакомиться с различными сферами профессиональной деятельности, собирать сведения о профессиях, «примеривать» профессии на себя, практически пробовать свои силы в разных видах труда. Профессии необходимо всесторонне изучать, оценивать, сравнивать между собой.

Любую профессию можно подробно описать и изучить с помощью довольно большого количества признаков. Желательно, чтобы признаки, на основании которых изучается профессия, были наиболее существенными, а их количество – достаточно полным, максимальным. Это необходимо для того, чтобы не упустить никакой важной информации. Чем больше признаков учитывается при описании профессии, чем больше они относятся к психологическим, внутренним качествам человека, тем успешнее может быть выбор профессии на основе этого описания, тем точнее попадание.

Для простоты понимания все характеристики профессии можно условно разделить на несколько категорий:

технологические;

экономические;

педагогические;

медицинские;

психологические.

Технологические характеристики профессии включают в себя описание следующих аспектов:

 Каков предмет труда? На что преимущественно направлена трудовая деятельность специалиста? (Это могут быть другие люди, техника, информация, искусство или природа).

В чем заключаются цели труда? Может быть, это материальное производство, создание каких либо духовных ценностей, обслуживание и уход за людьми, техникой или природой?

С помощью каких средств осуществляется трудовая деятельность? Какие ручные, механизированные и автоматизированные средства используются в процессе труда?

 Какие трудовые операции применяются в ходе деятельности? Какие физические, умственные и социальные действия приходится выполнять специалисту?

Каковы характеристики рабочего места специалиста? Где ему приходится работать (в помещении, в кабине, на открытом воздухе)? В каком климате он работает чаще всего? Приходится ли ему работать преимущественно на одном месте или часто разъезжать? Работает ли он в основном в коллективе или индивидуально?

Чем характеризуется рабочее время специалиста? Работает ли он в жестком или свободном режиме? Приходится ли ему работать посменно, в ночное время, вахтами? Как часто специалист вынужден выполнять работу в нерабочее время, работать длительное время без перерывов, работать в вынужденном темпе, работать неритмично: с паузами и простоями?

Каковы бывают ошибки в трудовой деятельности? К каким последствиям они могут приводить? Какими причинами они могут вызываться?

Экономические характеристики описывают:

В каких отраслях используется данная профессия? В промышленности, строительстве, транспорте, связи, сельском хозяйстве, бытовом обслуживании, жилищном хозяйстве, образовании, здравоохранении, науке, культуре, торговле, финансах, управлении, обороне, охране порядка?

Каков спрос на данную профессию на рынке труда, требуются ли специалисты этой профессии, каковы перспективы найти себе работу по ней?

В каких пределах изменяется оплата труда среди представителей данной профессии?

Педагогические характеристики определяют:

Какие требования предъявляет профессия к уровню и содержанию образования?

Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии?

Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности?

Медицинские характеристики определяют:

Какой уровень здоровья требуется для данной профессии?

Какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии?

Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии? Это могут быть вредные климатические факторы, нарушение биологических ритмов, вынужденная поза и ограниченная подвижность, большие физические нагрузки, однообразие деятельности, вынужденный темп, сложность ситуаций, опасность, риск, угроза поражений, внезапность и неожиданность, быстрая смена действий, помехи и посторонние раздражители, неприятные впечатления, повышенная ответственность, работа в одиночестве, конфликты между людьми.

Психологические характеристики содержат информацию о том, какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека:

к его органам чувств, зрительному, слуховому, осязательному восприятию;

к двигательным качествам: силе и выносливости, скорости и точности движений, подвижности;

к умственным способностям и психофизическим характеристикам: сосредоточению внимания, запоминанию, пониманию, пространственному воображению, логическим рассуждениям;

к чертам характера: общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, настойчивости, ответственности и т. д.

Детально изучить профессию поможет профессиограмма.

Профессиограмма – это характеристика профессии с подробным описанием ее особенностей, содержания и характера процесса труда, требований к уровню квалификации, состоянию здоровья и психологическим особенностям человека. Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности специалиста и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку.

Профессиограмма отвечает на следующие вопросы:

В чем суть данной профессии?

Чем конкретно занимается сотрудник?

В каких условиях происходит труд?

Какие требования предъявляются к уровню подготовки работников?

Какие способности нужны для успешного овладения профессией?

Каковы возможности для карьерного роста?

Классическая профессиограмма включает следующие разделы:

содержание деятельности (основное содержание профессиональных действий, выполняемых представителем данной профессии);

условия деятельности (рабочее место, режим труда, специфика профессии, профессиональные вредности);

квалификационные требования (что должен знать и уметь специалист);

требования к профессионально важным качествам (требования, которые предъявляет профессиональная деятельность к качествам работника, т. е. перечень психологических характеристик (способностей и личных качеств), которым должны соответствовать работник (перечисляются в порядке убывания значимости);

профессиональное образование (данная позиция позволяет определить, какую специальность необходимо получить для овладения конкретной профессией и где эту профессию можно получить (указываются учебные заведения);

медицинские противопоказания (перечень заболеваний, с которыми не рекомендуется заниматься данной профессиональной деятельностью);

родственные профессии (профессии, наиболее близкие по содержанию своей профессиональной деятельности к рассматриваемой).

Таким образом, чтобы выбрать для себя дело, полностью соответствующее потребностям, интересам, а также психофизическим возможностям, необходимо изучить мир профессий во всем его многообразии, понять их содержание, выяснить возможности получения соответствующего образования и дальнейшего профессионального роста.

Сравнение своих индивидуальных особенностей с нормативами профессиограмм позволяет установить соответствие профессии и профессиональную пригодность к данному виду труда.

(по материалам журнала "Кем быть ?")

 

Управление образования Могилевского облисполкома

Управление образования, спорта и туризма  Могилевского горисполкома

  Счетчик посещений 

Разработчики сайта:

Шинкевич Наталья n180773@yandex.ru

Косарева Анна sun_ann@tut.by