|
|||||
Главная | Одно окно | Контакты | |||
Как правильно изучать профессию Правильный выбор профессионального будущего является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет, кем человеку быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать. Процесс профессионального самоопределения характеризуется многомерностью. Для правильного адекватного выбора приходится проделать большую внутреннюю работу: проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности личности), изучить требования избираемой профессии, оценить свое соответствие этим требованиям. В мире существует огромное количество профессий, которые охватывают различные сферы человеческой деятельности и сопровождают общество в течение многих столетий. С развитием науки они постоянно изменяются и совершенствуются, но при этом сохраняют свои главные признаки. Планируя свою будущую карьеру, молодым людям необходимо знакомиться с различными сферами профессиональной деятельности, собирать сведения о профессиях, «примеривать» профессии на себя, практически пробовать свои силы в разных видах труда. Профессии необходимо всесторонне изучать, оценивать, сравнивать между собой. Любую профессию можно подробно описать и изучить с помощью довольно большого количества признаков. Желательно, чтобы признаки, на основании которых изучается профессия, были наиболее существенными, а их количество – достаточно полным, максимальным. Это необходимо для того, чтобы не упустить никакой важной информации. Чем больше признаков учитывается при описании профессии, чем больше они относятся к психологическим, внутренним качествам человека, тем успешнее может быть выбор профессии на основе этого описания, тем точнее попадание. Для простоты понимания все характеристики профессии можно условно разделить на несколько категорий: ● технологические; ● экономические; ● педагогические; ● медицинские; ● психологические. Технологические характеристики профессии включают в себя описание следующих аспектов: ● Каков предмет труда? На что преимущественно направлена трудовая деятельность специалиста? (Это могут быть другие люди, техника, информация, искусство или природа). ● В чем заключаются цели труда? Может быть, это материальное производство, создание каких либо духовных ценностей, обслуживание и уход за людьми, техникой или природой? ● С помощью каких средств осуществляется трудовая деятельность? Какие ручные, механизированные и автоматизированные средства используются в процессе труда? ● Какие трудовые операции применяются в ходе деятельности? Какие физические, умственные и социальные действия приходится выполнять специалисту? ● Каковы характеристики рабочего места специалиста? Где ему приходится работать (в помещении, в кабине, на открытом воздухе)? В каком климате он работает чаще всего? Приходится ли ему работать преимущественно на одном месте или часто разъезжать? Работает ли он в основном в коллективе или индивидуально? ● Чем характеризуется рабочее время специалиста? Работает ли он в жестком или свободном режиме? Приходится ли ему работать посменно, в ночное время, вахтами? Как часто специалист вынужден выполнять работу в нерабочее время, работать длительное время без перерывов, работать в вынужденном темпе, работать неритмично: с паузами и простоями? ● Каковы бывают ошибки в трудовой деятельности? К каким последствиям они могут приводить? Какими причинами они могут вызываться? Экономические характеристики описывают: ● В каких отраслях используется данная профессия? В промышленности, строительстве, транспорте, связи, сельском хозяйстве, бытовом обслуживании, жилищном хозяйстве, образовании, здравоохранении, науке, культуре, торговле, финансах, управлении, обороне, охране порядка? ● Каков спрос на данную профессию на рынке труда, требуются ли специалисты этой профессии, каковы перспективы найти себе работу по ней? ● В каких пределах изменяется оплата труда среди представителей данной профессии? Педагогические характеристики определяют: ● Какие требования предъявляет профессия к уровню и содержанию образования? ● Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии? ● Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности? Медицинские характеристики определяют: ● Какой уровень здоровья требуется для данной профессии? ● Какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии? ● Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии? Это могут быть вредные климатические факторы, нарушение биологических ритмов, вынужденная поза и ограниченная подвижность, большие физические нагрузки, однообразие деятельности, вынужденный темп, сложность ситуаций, опасность, риск, угроза поражений, внезапность и неожиданность, быстрая смена действий, помехи и посторонние раздражители, неприятные впечатления, повышенная ответственность, работа в одиночестве, конфликты между людьми. Психологические характеристики содержат информацию о том, какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека: ● к его органам чувств, зрительному, слуховому, осязательному восприятию; ● к двигательным качествам: силе и выносливости, скорости и точности движений, подвижности; ● к умственным способностям и психофизическим характеристикам: сосредоточению внимания, запоминанию, пониманию, пространственному воображению, логическим рассуждениям; ● к чертам характера: общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, настойчивости, ответственности и т. д. Детально изучить профессию поможет профессиограмма. Профессиограмма – это характеристика профессии с подробным описанием ее особенностей, содержания и характера процесса труда, требований к уровню квалификации, состоянию здоровья и психологическим особенностям человека. Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности специалиста и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку. Профессиограмма отвечает на следующие вопросы: ● В чем суть данной профессии? ● Чем конкретно занимается сотрудник? ● В каких условиях происходит труд? ● Какие требования предъявляются к уровню подготовки работников? ● Какие способности нужны для успешного овладения профессией? ● Каковы возможности для карьерного роста? Классическая профессиограмма включает следующие разделы: ● содержание деятельности (основное содержание профессиональных действий, выполняемых представителем данной профессии); ● условия деятельности (рабочее место, режим труда, специфика профессии, профессиональные вредности); ● квалификационные требования (что должен знать и уметь специалист); ● требования к профессионально важным качествам (требования, которые предъявляет профессиональная деятельность к качествам работника, т. е. перечень психологических характеристик (способностей и личных качеств), которым должны соответствовать работник (перечисляются в порядке убывания значимости); ● профессиональное образование (данная позиция позволяет определить, какую специальность необходимо получить для овладения конкретной профессией и где эту профессию можно получить (указываются учебные заведения); ● медицинские противопоказания (перечень заболеваний, с которыми не рекомендуется заниматься данной профессиональной деятельностью); ● родственные профессии (профессии, наиболее близкие по содержанию своей профессиональной деятельности к рассматриваемой). Таким образом, чтобы выбрать для себя дело, полностью соответствующее потребностям, интересам, а также психофизическим возможностям, необходимо изучить мир профессий во всем его многообразии, понять их содержание, выяснить возможности получения соответствующего образования и дальнейшего профессионального роста. Сравнение своих индивидуальных особенностей с нормативами профессиограмм позволяет установить соответствие профессии и профессиональную пригодность к данному виду труда. (по материалам журнала "Кем быть ?")
|
|||||
Управление образования Могилевского облисполкома Управление образования, спорта и туризма Могилевского горисполкома Счетчик посещений
|
Разработчики сайта:
Шинкевич Наталья n180773@yandex.ru
Косарева Анна sun_ann@tut.by