ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"МОГИЛЁВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ГИМНАЗИЯ №1"
Главная Администрация Одно окно Наша символика Наши новости Контакты Поиск по сайту

Родителям

Субботняя школа "Развитие"

Шестой школьный день

Папулярызацыя беларускай мовы

Учительская

Выпускнику

Инновационная деятельность

Попечительский совет

Общественные

организации

Библиотечный центр

Гимназическая печать

Расписания

Поздравляем

Фотоальбомы

Психологическая служба

Здравствуй, солнечное лето

Школа безопасности

Ура! Каникулы!

Школьный музей "Боевой путь 50-й армии в годы ВОВ"

  Распечатать

Нормативные правовые документы

Нормативные правовые документы 2023 / 2024 учебный год

 

Приказ Министра образования Республики Беларусь от 10.06.2022 г. № 401
 Правила педагогических работников

 

10.11.2023 г.

Сколько написано в мире статей
И сколько прочитано лекций умных
О том, как воспитывать нам детей,
Пытливых и добрых, смешных и шумных.

Советы несутся со всех сторон;
Пишут ученые, и писатели,
И методисты, и воспитатели…

Пишут о строгости и о такте,
Что благо, а что для учебы враг.
Твердят, что воспитывать надо так-то,
А вот по-иному нельзя никак!

Тысячи мнений простых и сложных,
Как разные курсы для корабля,
О том, что любить надо осторожно

И мудрости вдалбливать детям должно
С первых шагов, ну почти с нуля. Э. Асадов

Аспектам формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося средствами учебных предметов на I ступени общего среднего образования было посвящено заседание учебно-методического объединения учителей начальных классов, которое состоялось 1 ноября 2023 года в государственном учреждении образования «Могилевская городская гимназия № 1».

Изучить суть воспитания как процесса формирования личностных качеств учащихся, рассмотреть средства учебных предметов, направленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных качеств личности младших школьников, а также рассмотреть и представить разнообразные организационные формы обучения, способствующие формированию личностных качеств учащихся (трудолюбия, организованности, самостоятельности, целеустремленности, настойчивости в достижении цели) – такие задачи поставили перед собой педагоги учебно-методического объединения.

В рамках проблемного диалога учителя начальных классов рассмотрели теоретические и практические подходы к формированию личности учащихся младшего школьного возраста, представили формы организации учебного процесса, опираясь на личный опыт работы.

Развивать в детях креативность может только творческий учитель, поэтому формы организации работы по воспитанию у учащихся трудолюбия, организованности, самостоятельности и целеустремленности на различных учебных предметах наши педагоги предлагали методом аллитерации. Работая в группах, они смогли представить материал в необычном виде, тем самым совершенствовать свои профессиональные навыки для своей дальнейшей деятельности.

   

 

10.11.2023 г.

2 ноября состоялось заседание учебно-методического объединения воспитателей на тему «Воспитание как процесс формирования личностных качеств учащихся». Татьяна Александровна Гришанова познакомила педагогов с основными понятиями по теме, рассказала об основных функциях воспитания и особенностях воспитания как педагогического процесса. Людмила Федоровна Тодаренко подготовила рекомендации по использованию методов и средств воспитания дисциплинированности младших школьников в группе продленного дня, выделила типичные ошибки родителей при попытке дисциплинировать ребенка, выделила составляющие культуры поведения.  На практическом этапе воспитатели соотносили составляющие воспитания и отношения, которые необходимо формировать у детей. Шереметова Елена Владимировна познакомила с методами и приемами, которые использует для формирования личностных качеств у младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков в группе продленного дня. Воспитатели поиграли в игры и потренировались в использовании упражнений на умение строить взаимоотношения со сверстниками. Среди основных задач, которые ставит современное общество перед образованием, выделяется актуальная задача воспитания активной сознательной творческой личности. Екатерина Михайловна Синицына рассказала о системе своей работы по формированию нравственных качеств личности через развитие творческих способностей учащихся в разных режимных моментах группы продленного дня. Особое внимание было уделено творчеству на прогулке. Ирина Николаевна Юрченко актуализировала знания по организации проектно-исследовательской деятельности в группе продленного дня. Воспитатели учились выделять основные этапы проектов, далее в группах составляли свои проекты. Итогом стали разработки информационных проектов «Знакомьтесь: медведь» – 1 класс, «Молочная страна» – 2 класс, «Зеленый дом» – 3 класс, экологический проект «Собираем и разделяем» – 4 класс. Работа учебно-методического объединения прошла в обстановке доброжелательности, носила практико-ориентированный характер, что способствовало повышению уровня теоретической и практической подготовки педагогов.

 

13.01.2023 г.

Формированию патриотизма и патриотическому воспитанию учащихся уделялось и продолжает уделяться большое внимание. Историю родной страны, ее героические и трагические страницы, культурные традиции должен знать каждый белорус. 26 декабря 2022 года состоялось заседание учебно-методического объединения «Формирование интереса и уважения к историческому прошлому и культуре белорусского народа в условиях группы продленного дня».

Елена Викторовна Янковская в выступлении «Роль историко-культурного наследия Беларуси в формировании гражданственности и патриотизма» отметила, что согласно Конституции Республики Беларусь историко-культурное наследие признано фактором развития нашего государства. За его сохранение несут ответственность как государство, так и граждане нашей страны. В белорусских школах защита и сохранение исторической памяти красной нитью проходят через содержание образовательного процесса.

Историко-культурное наследие Беларуси представляет собой наиболее значимые объекты исторического, культурного и духовного развития народа Беларуси, воплощенные в историко-культурных ценностях, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Это памятники археологии, архитектуры и градостроительства, истории, искусства, нематериальные проявления творчества человека (обычаи, традиции, обряды).

Созданные мемориальные комплексы и памятники становятся не только культурными особенностями своих городов, но и играют значительную роль в формировании гражданственности, развитии и становлении гражданина как патриота своей страны.

Анна Витальевна Горбунова рассказала о формах и методах работы с детьми по приобщению к белорусской народной культуре. Хороших результатов на занятиях по формированию национального самосознания, интереса к национальной культуре можно достичь с помощью сюрпризных моментов, загадок, стихов, проблемных ситуаций, сравнений, викторин, проектов, виртуальных экскурсий. Анна Витальевна отметила, что с вхождения в культуру своего народа, с процесса формирования этнической идентичности начинается и процесс поликультурной социализации. На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном обществе.

Младший школьный возраст – это период жизни ребенка, когда формируется интерес и потребность в знаниях, а ведущим видом деятельности является игра. Марина Ивановна Рымша выступила с сообщением «Народные игры в системе ознакомления детей с культурой и бытом белорусского народа» и поделилась копилкой популярных среди учащихся её группы игр: имитационных («Надзейка»), игр-хороводов («Бярозка», «Грушка», «Лянок»), обрядовых («Зязюля», «Мак»).

Подбирая для работы с детьми наиболее эффективные формы, методы и средства, надо учитывать, что процесс формирования национального самосознания долгий и сложный, и начинать его надо прежде всего с ознакомления с родным краем, окружением, подключая средства устного народного творчества. Загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки – воспитывают в человеке чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни. С особенностями организации работы по формированию основ национальной культуры средствами устного народного творчества познакомила Жанна Константиновна Потанина. В практической работе педагоги отгадывали загадки, узнавали сказки, составляли пословицы, искали русские аналоги белорусским пословицам. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Важно, чтобы педагоги и родители знали народные праздники, обряды, традиции, игры. Владели родным языком и использовали в своей работе разнообразный белорусский фольклор. Методические советы по организации работы с белорусской народной сказкой в группе продленного дня дала Ирина Ромуальдовна Кожан. Важную роль в работе с белорусской народной сказкой играет и использование белорусской батлейки. Белорусская батлейка – не просто кукольная забава, а огромный, социально-культурный пласт национальной культуры.

На заседании учебно-методического объединения воспитатели совершили виртуальную экскурсию «Белорусская хата».

Любовь к Родине формируется постепенно в процессе накапливания знаний об общественной жизни, труде людей, природе, народных традициях. Важно приобщать ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к прошлому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

 

13.01.2023 г.

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

«А кто умеет рисовать?»

Рук поднялось – не сосчитать.

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

«Ну, кто умеет рисовать?»

Рук поднялось примерно пять.

В десятом классе Токмаков

Опять спросил учеников:

«Так кто ж умеет рисовать?»

Рук поднятых и не видать.

А ведь, ребята, в самом деле

Когда-то рисовать умели,

И солнце на листах смеялось.

Куда всё это подевалось?  В. Берестов

Сегодня у педагога есть множество способов для того, чтобы избежать столь горького развития событий. В качестве одного из эффективных способов формирования самостоятельной деятельности и развития познавательных умений выступает проектная задача.

Именно поэтому очередное заседание учебно-методического объединения учителей начальных классов государственного учреждения образования «Могилевская городская гимназия № 1» проходило 28 декабря 2022 года и было посвящено теме «Проектная задача как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся». Целью заседания стало совершенствование профессиональной компетентности учителей по использованию проектной задачи как средства формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся.

Все педагоги были разбиты на группы, чтобы в ходе изучения данной темы стать активными участниками и попробовать свои возможности по решению предложенных проектных задач.

Так, научно-методический блок представила Игнатович Марина Михайловна, которая представила проектную задачу как одну из технологий ведения урока.

В рамках учебно-методического блока Федорович Наталья Григорьевна раскрыла структуру проектной задачи и ее основные принципы. А Клименкова Елена Михайловна и Волкова Анжелика Васильевна показали роль групповой работы и  сущность взаимодействия участников групп в решении поставленных проектных задач. Так, Елена Михайловна предложила участникам заседания новогоднюю проектную задачу «Новогодняя стенгазета», на которой были представлены метапредметные умения по математике, русскому языку, литературному чтению (русской литературе) и трудовому обучению. Педагоги учебно-методического объединения с большим интересом включились в активную творческую деятельность, продуктом которой и стала новогодняя стенгазета.

Практический блок нашего заседания также представлял собой работу в группах по решению проектной задачи «Доктор Айболит». Данная проектная задача состояла из шести заданий по математике, русскому языку, учебному предмету «Человек и мир» и литературному чтению. Немаловажная роль отводилась и элементам логики, без помощи которой невозможно было бы пройти все испытания доктора Айболита. Разгадывать телеграммы-анаграммы, рассчитывать лекарства для больных зверей, выбирать транспортные средства согласно возможностям нашего региона, решать логические задачи на переливание, сочинять творческие отчеты оказалось интересно даже опытным учителям

Таким образом, работа учебно-методического объединения учителей начальных классов прошла в атмосфере творческого сотрудничества, где каждый участник смог проверить и реализовать свои возможности, зарядиться активной познавательной деятельностью, получить удовольствие от результата своего труда. Только такие педагоги способны учиться новому сами и активно учить по-новому своих учащихся.

 

05.02.2022 г.

Забота о здоровье - это важный труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

 духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

 прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский.

29 декабря в государственном учреждении образования «Могилевская городская гимназия № 1» прошло заседание методического объединения воспитателей группы продленного дня на тему «Здоровьесберегающие технологии в условиях  группы продленного дня». Целью данного мероприятия было совершенствование профессионализма воспитателей группы продленного дня по вопросу формирования здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения младших школьников.

За круглым столом воспитатели делились опытом по овладению приемами, методами и формами дифференцированного педагогического воздействия на формирование мотивации обучающихся к здоровому образу жизни, определяли возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию ЗОЖ обучающихся в группе продленного дня.

 Дошкольный и младший школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Янковская Елена Викторовна в выступлении «Технологии сохранения и стимулирования здоровья» поделилась с коллегами опытом внедрения различных методов и приемов для создания здоровьесберегающей среды в группе продленного дня. Динамические паузы, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, ритмопластика на занятиях и самоподготовке способствуют снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Подвижные и спортивные игры снижают утомляемость детей и способствуют повышению их работоспособности. Упражнения по релаксации обеспечивают поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения учащихся.

«Игра как средство формирования здорового образа жизни в режиме группы продлённого дня» – такова тема выступления Горбуновой Анны Витальевны, которая порекомендовала к использованию игры, способствующие развитию общения, самовыражения детей, снимающие эмоциональное напряжение, дающие положительный заряд эмоций, тем самым способствующих сохранению и укреплению здоровья детей.

Эстафету переняла Потанина Жанна Константиновна, которая дополнила информацию Анны Витальевны выступлением на тему «Технологии обучения здоровому образу жизни». Педагог поделилась опытом проведения спортивных часов, которые  направлены на обучение двигательным умениям и навыкам.  Серия занятий «Моё здоровье в моих руках» способствует обучению самих ребят навыкам здорового образа жизни. А самомассаж, сопровождаемый весёлыми стихами, созданием ярких образов, выполняемый самим ребёнком,  улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку, способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. 

Последнее время много пишут о здоровом образе жизни: о здоровом питании, об экологии окружающей среды, о необходимости физических нагрузок и двигательной активности. Это всё действительно важно. Но не все знают, что причины наших недугов часто кроются в нас самих: в образе наших мыслей (негативных, разрушающих), в нашем отношении к различным событиям, в глубине наших переживаний, т.е. в психологических факторах риска возникновения соматических (телесных) заболеваний. Светлана Викторовна Благославская рассказала о факторах, влияющих на психологическое здоровье ребенка, познакомила с оптимальными условиями развития психологически здорового ребенка, продемонстрировала приемы формирования у ребенка адекватной самооценки, уверенности в себе, способности противостоять трудностям.

В продолжение темы слово взяла Синицына Екатерина Михайловна, которая представила систему работы, направленную на обучение младших школьников через коррекционные технологии (сказкотерапию и цветотерапию). Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают или стесняются обсуждать их со взрослыми. Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов в преодолении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, умении управлять своими эмоциями.

Заседание носило практико-ориентированный характер, что способствовало совершенствованию педагогического мастерства воспитателей групп продленного дня.

 

14.01.2022 г.

Очередное заседание методического объединения учителей начальных классов на тему «Методики преподавания учебных предметов на I ступени общего среднего образования с использованием приемов визуализации учебной информации как неотъемлемой части процесса обучения» прошло 29 декабря в государственном учреждении образования «Могилевская городская гимназия № 1». Целью данного мероприятия было совершенствование профессиональной компетентности учителей по использованию технологии визуализации учебной информации в образовательном процессе. В форме методической мозаики учителя начальных классов представили организацию работы учителя, способствующую реализации процесса визуализации учебного материала с целью повышения качества образовательного процесса, а также развития стойкого познавательного интереса младших школьников.

Педагогами методического объединения были подробно рассмотрены такие методы визуализации учебного материала как инфографика, таймлайн, скрайбинг и ментальные (интеллектуальные) карты. Особенностями использования данных методов является возможность их применения на любом учебном занятии, на любом этапе урока: все зависит от целей и задач урока, специфики предмета, возрастных и технических возможностей класса.

В процессе групповой работы, проанализировав учебники и требования программы к уровню знаний и умений учащихся, учителями были предложены различные виды работ с использованием данных методов согласно специфике учебного занятия и возрастной категории учащихся.

Так, Ольга Александровна Шевелевич предложила присутствующим свою систему работы со знаковыми моделями (инфографикой), которые она практикует на уроках русского языка. Обозначая орфограммы определенными символами, ее учащиеся легче и быстрее ориентируются в выборе правил написания и четче аргументируют свой выбор, опираясь на зрительный образ. На уроках русской литературы Ольга Александровна активно использует метод скрайбинга в виде рисуночных (ассоциативных) объяснений, а также метод ментальных карт в виде кластеров и схем по систематизации учебного материала.

В рамках предмета «Белорусский язык» свои наработки представила Татьяна Николаевна Катяшова. Татьяна Николаевна предложила для лучшего усвоения лексики родного языка максимально визуализировать учебный материал, предлагая детям все виды графических изображений, как художественных, так и схематических. Работая с визуальными словами, учащиеся уже с 1 класса организуют свое восприятие через систему взаимосвязанных понятий и ассоциаций. Сопровождая чтение художественных текстов (сказок) иллюстрированием в технике скрайбинга можно добиться хороших результатов в понимании и осознании прочитанного.

Как применять методы визуализации на уроках математики, чтобы легко и прочно закрепить учебный материал? Об этом присутствующим рассказала Светлана Леонидовна Плешевеня. Схемы задач, графики, диаграммы, ментальные карты с математическим содержанием, таблицы, чертежи – все это методы визуальной подачи информации, развивающие в учащихся умения анализировать, синтезировать, обобщать и конкретизировать заданное.

На уроках по предмету «Человек и мир», по мнению Светланы Николаевны Мельниковой, использование всех методов визуализации – прямой путь к успеху в усвоении знаний. Ведь познание окружающего мира лучше всего проходит с помощью зрения. «Увидел, значит, понял» – такой девиз данного учебного предмета. Иллюстрации и фотографии животных и растений, система знаков и обозначений – инфографика и скрайбинг, пищевые цепи, последовательные события в картинках – таймлайн, кластеры, интерактивные плакаты, древо родственных связей – ментальные карты. Эти и другие примеры представила Светлана Николаевна в своей презентации.

В итоге занятия в рамках электронного ресурса «Mindomo» учителями начальных классов была создана ментальная карта, обобщающая все вышесказанное.

 

17.06.2021 г.

Одним из приоритетных направлений работы современной школы остается овладение дистанционными формами обучения и их использование в режиме группы продленного дня. На заседании методического объединения «Использование современных средств коммуникации, онлайн-взаимодействия и образовательных интернет-ресурсов при организации образовательной деятельности учащихся», которое состоялось 10 июня 2021 года, рассматривались вопросы организации образовательного процесса с использованием информационно-коммуникативных технологий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Одной из форм организации образовательного процесса  дистанционно являются «облачные технологии» или технологии распределённой обработки данных, в которых компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис. На заседании методического объединения воспитатели группы продленного дня Кожан Ирина Ромуальдовна, Потанина Жанна Константиновна, Проничева Елена Владимировна, Шаран Виктория Викторовна, Якубова Юлия Александровна поделились опытом работы в данном направлении, продемонстрировали созданные ими интерактивные задания в сервисах Learning Apрs, кроссворды в интерфейсе OnlineTestPad,  рассказали о возможностях их применения в условиях группы продленного дня и во внешкольной работе. Все представленные материалы размещены в блоге «Онлайн-школа Юный интеллектуал»

Педагоги выступили с творческими отчетами по самообразованию. Давидович Татьяна Валерьевна, работая по теме «Интеллектуально-развивающие игры в группе продленного дня», изучила потенциальные возможности использования интеллектуально-развивающих игр для развития познавательных способностей учащихся, классифицировала разные виды игр-головоломок, создала некоторые типы игр своими руками, приняла участие в открытом Международном конкурсе творческих, учебно-образовательных, исследовательских, научно-популярных и методических проектов «ECO LIFE 2021» (диплом II степени). Поделилась опытом своей работы с коллегами на страницах журнала «Международный школьный научный вестник» (статья «Игры-головоломки: развиваем интеллектуальный и творческий потенциал младших школьников»).

 Юрченко Ирина Николаевна в рамках изучения темы «Использование информационно-коммуникативных технологий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся» продемонстрировала возможности приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми через разработку презентаций «Главные улицы города. Первомайская», «Белорусский орнамент. Слуцкие пояса», «О чем говорит сердце», «Экономика семьи и домашнего хозяйства», «Деревенька моя» и др., а также создала подборку интеллектуально-развивающих игр для группы продленного дня учащихся третьих классов: «Города Беларуси», «Мир воды», «Русский на отлично».

Заседание носило практико-ориентированный характер, что способствовало совершенствованию педагогического мастерства воспитателей групп продленного  дня.

 

16.06.2021 г.

8-9 июня в государственном учреждении образования «Могилевская городская гимназия № 1» прошло заседание методического объединения учителей начальных классов на тему «Совершенствование образовательного процесса по учебным предметам с учетом рекомендаций по результатам изучения качества общего среднего образования (формирование учебных компетенций учащихся)». Целью данного мероприятия было создание условий для личностно-профессионального развития педагогов, формирование, развитие и совершенствование педагогического мастерства и творчества для успешной реализации задач, стоящих перед современной школой.

Фестиваль педагогического опыта был представлен серией мастер-классов членов методического объединения учителей начальных классов Могилевской городской гимназии № 1. Шевелевич Ольга Александровна поделилась с коллегами приёмами обучения, направленными на активизацию познавательной деятельности младших школьников.

Эстафету переняла Уркель Татьяна Григорьевна, которая дополнила информацию мастер-классом на тему «Учение с увлечением». Вниманию педагогов была представлена серия активных методов и приемов, способствующих развитию мышления учащихся.

«Методы и приемы, способствующие развитию речи и творческого потенциала учащихся начальных классов» – такова тема мастер-класса Хохриной Марии Николаевны, которая показала, как она развивает у своих учащихся интерес к живому слову, а также умение находить необычное в обычных словах, работая с ними творчески.

Организацию обучения младших школьников через развитие творческой познавательной активности на уроках по учебному предмету «Математика» представили мастер-классы Мельниковой Светланы Николаевны «Развитие логического мышления на уроках математики», Свидерской Ирины Ивановны «Использование игровых приемов при работе с величинами на уроках математики», Федорович Натальи Григорьевны «Использование метода моделирования для формирования умения решать простые текстовые задачи» и Плешевени Светланы Леонидовны «Работа над решенной задачей». На данном этапе участники методического объединения были вовлечены в систему знаков, действий, моделей и схем, способствующих активизации логики, внимания, мышления, речи, формированию умения решать такие простые непростые задачи.

О том, как организовать работу с высокомотивированными учащимися с целью их подготовки к олимпиаде по учебному предмету «Беларуская мова», рассказала в своем мастер-классе «Стимулирующие занятия как эффективное средство подготовки к олимпиадам» Климкович Александра Арнольдовна. Вниманию присутствующих была представлена серия дифференцированных заданий для индивидуальной, парной и групповой работы учащихся, а также задания для самостоятельного закрепления по темам.

Прилепко Жанна Леонидовна назвала свой мастер-класс «Использование компетентностно ориентированных заданий на уроках русского языка с целью повышения орфографической грамотности». Целая система поэтапных действий, примерные виды задачных формулировок, целеполагание с увлечением, создание и разбор новых заданий – все это содержание Жанна Леонидовна активно проработала в группах с педагогами методического объединения.

В продолжение темы русского языка слово взяла Игнатович Марина Михайловна, которая показала свою систему работы со словарными словами. Мастер-класс «Формирование навыка правописания слов с непроверяемыми орфограммами у младших школьников путем организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка» раскрыл присутствующим возможность видеть словарные слова как материал для творческого подхода к запоминанию лексики русского языка.

Об использовании активных методов обучения на уроках по предмету «Человек и мир» рассказала в своем выступлении Шилова Елена Петровна. На рассмотрение присутствующих были представлены как индивидуальные, так и групповые методы обучения.

 

01.03.2021 г.

Новый образовательный стандарт уделяет особое внимание проектной и исследовательской деятельности на всех ступенях обучения, поскольку и проект, и исследование обладает мощным ресурсом в формировании универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Следует отметить, что включению ребёнка в исследовательскую деятельность способствуют активные методы (приёмы) обучения, используемые педагогами на занятиях.  Исследовательская тактика ребёнка – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, – наличие у них потребности узнавать новое.

25 февраля учитель начальных классов Жигирева Ирина Алексеевна и воспитатель группы продленного дня Давидович Татьяна Валерьевна провели мастер-класс «Реализация творческого потенциала учащихся начальных классов в проектно-исследовательской деятельности» для педагогов начальных классов гимназии. Целью проведения данного мероприятия было повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ ведения проектной и исследовательской деятельности.

В ходе практической работы в группах на примере трех исследовательских работ педагоги занимались проектированием этапов исследования: были намечены цели и задачи исследований, опробована техника выдвижения гипотез, продумано содержание глав и разделов, подобраны методы исследования, запланированы возможные эксперименты по конкретным темам.  Участники мастер-класса проявили живой интерес к предложенным заданиям, активно включились в работу, задавали вопросы, аргументировали свои ответы.

Все участники мастер-класса оценили значимость данного мероприятия, которое способствует обогащению практического опыта педагогов, вдохновляет их на внедрение новых форм и методов работы.

 

28.01.2021 г.

 

18.11.2020 г.

 

18.11.2020 г.

 

27.08.2020 г.

Информация  об учебниках, используемых для реализации учебных программ  общего среднего образования в 2020 / 2021 учебном году.

 

12.06.2020 г.

Материалы по подготовке к централизованному тестированию

 

12.02.2020 г.

5 февраля в государственном учреждении образования «Могилевская городская гимназия № 1» прошло заседание методического объединения учителей иностранного языка на тему «Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку».

Сосиновская Алеся Александровна, заместитель директора по учебной работе, изложила опыт работы по организации и управлению методической деятельностью в государственном учреждении образования «Могилевская городская гимназия № 1», направленный на развитие профессиональных компетенций, творческого потенциала педагога. Алеся Александровна отметила, что грамотно подобранные формы методической работы способствуют результативному участию учителей гимназии в профессиональных конкурах и популяризации своего педагогического опыта посредством публикаций в научно-методических изданиях, сборниках Международных и республиканских конференций. На примере положительной динамики результативности учащихся гимназии в городских, областных, республиканских и международных олимпиадах, конкурсах и конференциях заместитель директора проиллюстрировала эффективность представленных методов работы.

Бобкова Лилия Леонидовна поделилась опытом работы с мотивированными и одаренными учащимися. Рассказала о своей системе работы подготовки гимназистов к участию в олимпиадном движении по учебному предмету «Английский язык».

Байдакова Оксана Владимировна продемонстрировала приемы и методы информационно-коммуникативных технологий, направленных на развитие речемыслительной деятельности на уроках иностранного языка. Учитель обратила внимание на интерактивные методы обучения, которые помогают учащимся активно взаимодействовать с учителем и одноклассниками. Такие приемы как "Hot Seat", "And the Oscar goes to....", "Crazy Scientists" помогают развивать спонтанную речь.

Демчук Наталья Ивановна показала на практике формы организации речевого взаимодействия на уроке иностранного языка.

Ковалева Татьяна Николаевна провела практикум по использованию графических интерактивных методов для повышения мотивации и познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка.

В ходе тренинга Мозель Алины Михайловны «Инновационные технологии обучения в современной концепции иноязычного образования» участники заседания научились применять мобильные приложения на уроке. Представленные приложения помогут проводить креативные уроки, создавать оригинальный контент для своего сайта или блога, профиля в социальной сети, конкурса, проекта, отчета.

Таким образом, остаются актуальными слова А.Н. Щукина, который сказал: «высокий результат в обучении иностранным языкам достигается качеством преподавания, использованием современных методов и средств обучения».

 

09.02.2020 г.

27 января в государственном учреждении образования «Могилевская городская гимназия № 1» прошли мастер-классы для учителей русского языка и литературы. Внимание педагогического собрания было сосредоточено на проблеме развития навыков исследовательского чтения на уроках русской литературы.

Освоение и применение учебного исследования на уроках литературы в рамках поисково-исследовательской технологии было представлено в мастер-классе Лысенковой Людмилы Леонидовны «Ф.М. Достоевский. Система уроков в контексте поисково-исследовательского обучения». «Чему служил Достоевский, какая идея вдохновляла всю его деятельность?» (В. Соловьёв, «Три речи в память Достоевского») – таков ключевой вопрос, связывающий все этапы учебного исследования романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Рассмотренная в ходе мастер-класса система создаёт, по мнению автора, образовательную среду, в которой получают своё развитие такие ключевые понятия, отмеченные в пояснительной записке к учебной программе по русской литературе, как общечеловеческие нравственные, эстетические ценности, интерес к чтению, читательские умения, личностное отношение, мировоззрение, нравственное самоопределение, духовное становление.

В ходе мастер-класса Шикуновой Анны Александровны «Эйдос-конспект как форма организации исследовательского чтения текста на уроках русской литературы» педагоги рассмотрели следующие вопросы: определение понятия «эйдос-конспект»; структура и виды эйдос-конспекта; образовательный результат использования данного вида работы на уроке. Практическая часть мастер-класса состояла в демонстрации способов включения эйдос-конспекта как формы организации исследовательского чтения в канву урока русской литературы по конкретным темам учебной программы.

 

02.12.2019 г.

27 ноября  2019 года  в государственном учреждении образования «Могилёвская городская гимназия №1» состоялся городской семинар-практикум для заместителей директоров по учебной работе учреждений общего среднего образования «Реализация практико-ориентированного подхода при организации обучения на I ступени общего среднего образования». Выполняя свою традиционную функцию обмена опытом, информацией, достижениями, наш семинар был построен в форме методического диалога. В ходе заседания были освещены теоретические аспекты практико-ориентированного  обучения, современные подходы к реализации практико-ориентированного подхода при организации обучения младших школьников.

В практической части Катяшова Татьяна Николаевна рассказала о формировании универсальных учебных действий путем использования элементов алгоритмизации на уроках русского языка. Клименкова Елена Михайловна поделилась опытом моделирования учебных задач на уроках математики. Лузинова Наталья Евгеньевна на примере были Л.Толстого «Косточка» продемонстрировала процесс анализа художественного текста с точки зрения практико-ориентированного подхода. Прилепко Жанна Леонидовна предложила пути формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся на уроках по учебному предмету «Человек и мир».

Языковое образование и речевое развитие школьников – одна из основных проблем современной начальной школы. Образная, яркая, правильно построенная речь – показатель интеллектуального уровня ребёнка. Уркель Татьяна Григорьевна представила присутствующим методы и приёмы, направленные на развитие логически связной, богатой и содержательной устной речи.

Участники семинара пополнили свою педагогическую копилку свежими идеями,  впечатлениями и неоценимым опытом. Теплая атмосфера живого общения, признательность и искренняя благодарность наших гостей творческому коллективу гимназии являются красноречивым  подтверждением значимости  таких встреч для педагогов.

 

28.11.2019 г.

5 ноября в Могилевской городской гимназии № 1 прошел практико-ориентированный семинар «Проектная и исследовательская деятельность: поиск, проблемы, перспективы», в котором приняли участие педагоги гимназии, работающие в данном направлении.  Целью проведения мероприятия было повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ ведения проектной и исследовательской деятельности.

В ходе тренинга «Этапы исследовательской деятельности» под руководством учителя русского языка и литературы Шикуновой Анны Александровны педагоги занимались проектированием этапов исследовательских работ по данному образцу. Каждым участником были намечены цели и задачи научного исследования, продумано содержание соответствующих им глав и разделов, подобраны методы исследования, запланированы возможные эксперименты по конкретным темам.

 Участники семинара проявили живой интерес к мини-исследованию «Почему вымерли динозавры?», организованному учителем истории Александром Николаевичем Лагутиным. Педагог продемонстрировал технику выдвижения и опровержения гипотез. Коллеги активно включились в работу, задавали вопросы, приводили аргументы в пользу той или иной гипотезы. И несмотря на то что окончательного ответа на вопрос об исчезновении древних пресмыкающихся учителя так и не нашли, совместная работа оказалась продуктивной.

Учитель начальных классов Ирина Алексеевна Жигирева выступила с презентацией «По следам научного исследования: работа над ошибками» и провела коррекцию по итогам конференции научно-исследовательских работ среди младших школьников.  Коллеги проанализировали и приняли к сведению недостатки, которые могут быть в готовой исследовательской работе и во время ее защиты на конференции.

Подводя итоги работы семинара, его участники пришли к выводу, что исследовательская деятельность учащихся и педагогов  создает в школе новую образовательную среду, является фактором развития учреждения  как учебного заведения нового типа. Накопленный педагогический опыт показывает, что учителя, владеющие методами исследовательской работы, ведут целенаправленную работу по развитию творческих способностей учащихся, инициируют в образовательном процессе решение задач исследовательского характера.

 

04.04.2019 г.

29 марта 2019 года состоялось заседание методического объединения учителей начальных классов в форме методической мозаики на тему «Проектирование, проведение и самоанализ учебного занятия с позиции компетентностного подхода».

Сегодня вопрос о компетентностном подходе в образовании активно обсуждается на различных уровнях. Научить детей учиться и правильно применять свои знания в решении нестандартных задач – вот главная задача современной школы. Быть деятельным, творческим, инициативным, интересующимся и знающим – такой мотив мы должны пробудить в наших учащихся. Для этого учитель должен знать принципы компетентностного подхода, а также уметь правильно организовать свою деятельность и деятельность  младших школьников, уметь спроектировать, провести и проанализировать урок с позиции компетентностного подхода.

Плешевеня Светлана Леонидовна, выступавшая на заседании, представила новый взгляд на современное образование. Навыками ХХI века были названы нестандартное мышление, осмысленное принятие решения, цифровое мышление, креативность, межкультурная компетентность. Игнатович Марина Михайловна поделилась опытом работы по формированию математических компетенций: отработки навыка счета и применения данного навыка в практической деятельности. Общие межпредметные компетенции и формы работы по развитию познавательной активности на уроках представила Жигирева Ирина Алексеевна.

В ходе мозгового штурма учителями методического объединения были названы наиболее эффективные формы работы по формированию компетенций: деловая игра, мозговой штурм, ромашка Блума, практикум, фишбоун и др.

В практической части заседания учителями были просмотрены фрагменты уроков с их последующим анализом с точки зрения компетентностного подхода.

По итогам работы методического объединения была составлена карта анализа и самоанализа урока с позиции компетентностного подхода.

 

12.12.2018 г.

В соответствии с годовым планом работы государственного учреждения образования «Могилевская городская гимназия № 1» на 2018/2019 учебный год в гимназии прошло заседание педагогического совета по теме «Совершенствование образовательного процесса по иностранному языку через повышение профессионального мастерства педагогов», на котором анализировалось состояние преподавания, организация внеурочной деятельности по иностранному языку. В этом учебном году образовательный процесс в гимназии по учебному предмету «Иностранный язык» осуществляется на уроках, факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятиях, а также дополнительных занятиях платных групп. Учителями иностранных языков организована и осуществляется работа с высокомотивированными и одаренными учащимися, что отражается на положительной динамике результативности наших гимназистов. На протяжении четырех лет выпускники гимназии получают 100 балльный результат по английскому языку на централизованном тестировании, увеличилось число побед на разных этапах республиканской олимпиады по данному предмету. Наши гимназисты стали обладателями 48 дипломов на городской олимпиаде среди учащихся 4-10 классов, 19 дипломов на городском, 4 дипломов на областном и 2 поощрительных отзывов на заключительном этапах   республиканской олимпиады по учебному предмету «Английский язык».  На конкурсах работ исследовательского характера по английскому языку учащиеся отмечены дипломами на городском, областном этапах.  Гимназисты являются победителями различных международных конкурсов и конференций по учебному предмету «Английский язык»: диплом I степени на Всероссийской научно-практической конференции школьников «Исследования и открытия», диплом II степени на V Международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся «СТАРТ В НАУКЕ», диплом III степени 11 международного конкурса, проходящего в формате ФМВДК «Таланты России» в номинации «Студенческая работа» и другие.  

Учителя результативно участвуют в профессиональных конкурсах: Международная олимпиада «English Methodology. Методика преподавания английского языка» (диплом II степени, V Международный образовательный конкурс профессионального мастерства (диплом II степени), Всероссийский конкурс педагогов, учителей, воспитателей в номинации «Инновационная деятельность педагога» (диплом I степени). Учителя английского языка транслируют свой опыт на городских, областных, республиканских и международных семинарах и конференциях: выступление на международной конференции преподавателей английского языка (УО «Минский государственный лингвистический университет»; сборник материалов V Международного образовательного конкурса профессионального мастерства «Педагогическое просвещение: практика эффективного обучения и воспитания»; сборник статей III Международной научно-практической конференции «Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты»; сборник статей II Международной научно-практической конференции «Потенциал современной науки»; сборник тезисов IV Республиканской научно-практической конференции «Научно-методическое сопровождение повышения квалификации педагогов: опыт, проблемы, перспективы» и другое.

На заседании педагогического совета учителя английского языка представили коллегам свой опыт работы, продемонстрировали методы и приемы, которые можно использовать на любых уроках, в том числе и на уроках иностранного языка.  Например, учитель английского языка Бобкова Лилия Леонидовна рассказала о своей системе работы с высокомотивированными и одаренными детьми. Выступление учителя английского языка Ковалевой Татьяны Николаевны основывалось на её опыте использования интерактивных методов, таких как проблемный метод, «кейс-метод», «мозговой штурм», «фишбоун» на уроках английского языка. Хомякова Ольга Николаевна провела мастер-класс «Путешествуем без стресса» и показала коллегам, что, имея малый запас английской лексики, можно путешествовать по всему миру. Ольга Николаевна также познакомила участников педсовета с яркими проектными работами учащихся.  Мастер–класс Мозель Алины Михайловны был посвящен эффективным играм, которые помогают повысить мотивацию и познавательную деятельность на уроках английского языка.

 

06.09.2018 г.

«И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово…»

 

«И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово…» Ахматовские строки стали лейтмотивом, основной мыслью курсов повышения квалификации в Петербурге, объединивших 77 учителей-русистов из 28 стран мира, среди которых была Шикунова Анна Александровна, учитель русского языка и литературы «Могилевской городской гимназии № 1».

 Организатором курсов выступил Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга в рамках реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом.

Цель программы – поддержать распространение знаний о русском языке среди российской зарубежной диаспоры, повысить профессиональные навыки русистов, работающих за пределами России.

Участникам курсов была предложена насыщенная образовательная и культурная программа. Всего в рамках программы курсов было организовано 12 лекций, 20 мастер-классов и 2 круглых стола, посвящённых теории и практике обучения русскому языку как родному и как иностранному, использованию современных информационных технологий в образовательном процессе, формированию и реализации индивидуального образовательного маршрута, а также литературоведению. На занятиях, посвященных преподаванию русского языка как родного, учителей познакомили с  системой литературного развития читателя-школьника, рассмотренной с точки зрения петербургской методической школы.

Преподаватели – специалисты Герценовского университета и других образовательных организаций города – отметили высокую мотивацию слушателей курсов к изучению методики преподавания русского языка и литературы, активность, творческий подход и готовность обмениваться опытом.

Учителя посетили нетиповое образовательное учреждение «Академия талантов», где для них была проведена экскурсия по дворцу, в котором располагается академия, и состоялся обмен опытом с петербургскими коллегами.

Анна Александровна поделилась впечатлениями от визита в северную столицу: «За 2 недели встречи с Санкт-Петербургом мы многое успели сделать: многое  узнать, познакомиться с интересными людьми, посетить много замечательных мест. А еще полюбоваться на небо северной столицы, которого, кажется, больше, чем земли, послушать песни уличных музыкантов, прокатиться на речном трамвайчике по Неве, побродить по проспектам и улочкам – хоть немного побыть с Петербургом на "ты"».

 

23.08.2018 г.

Инструктивно-методические письма на 2018/2019 учебный год

Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 учебном году»

 

МЕТАДЫЧНЫЯ РЭКАМЕНДАЦЫІ па правядзенні ва ўстановах агульнай сярэдняй адукацыі першага ўрока і мерапрыемстваў, прысвечаных Дню ведаў і Дню беларускага пісьменства

 

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2018/2019 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»

 

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА    ОБРАЗОВАНИЯ    РЕСПУБЛИКИ    БЕЛАРУСЬ «Об организации работы библиотек учреждений образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»

 

21.02.2018 г.

Учиться – это всё равно,

что плыть против течения:

остановился – тебя отнесло назад

Китайская пословица

Что делает в школе ученик? Конечно, учится! Что делает учитель в школе? «Учит!» – ответите вы. И будете правы. Но… не совсем.

Вы задумывались над тем, как быстро меняется мир? То, что казалось фантастикой каких-то пару десятков лет назад, сейчас смело шагнуло в жизнь. Что остается учителю? Успевать за изменениями, а если получится – предвосхищать их, чтобы подготовить своих учеников к этому стремительному потоку жизни.

Это непросто, конечно. Но ведь и учителя – люди непростые. Недаром знаменитый художник Дон Херольд говорил: «Чем ты умнее, тем больше тебе следует учиться». Это определенно о педагогах! Ведь учителя – это те, кто учится всю жизнь.

В гимназии с 12 по 16 февраля с целью развития творческого потенциала педагогических работников и мотивации их активной деятельности по обновлению содержания образования прошла неделя педагогического мастерства учителей начальных классов.

Языковое образование и речевое развитие школьников – одна из основных проблем современной начальной школы. Образная, яркая, правильно построенная речь – показатель интеллектуального уровня ребёнка. Теоретик словесности Андрей Григорьевич Филонов писал: «Слово имеет три стороны: слово есть выражение мысли (сторона внутренняя), слово есть звук или ряд звуков (сторона внешняя), слово есть образ предмета (сторона художественная). Со стороны внутренней требуется, чтобы слово было полнейшим выражением мысли, а чтобы слово выражало мысль, для этого нужна речь правильная, речь ясная, речь чистая, речь точная». На своем мастер-классе Уркель Татьяна Григорьевна представила методы и приёмы, направленные на развитие логически связной, богатой и содержательной устной и письменной речи.

Прочными являются те знания и умения, которые были получены и закреплены в процессе самостоятельной работы. Развитие ученика происходит только в процессе его собственной деятельности. Поэтому очень важно научить школьников учебной самостоятельности. От того как будут заложены основы самостоятельности на первой ступени образования, зависит успешность решения этой задачи на последующих этапах образования. На уроках русского языка дети должны уметь не только списывать, писать под диктовку, выполнять грамматические задания, но и писать тематические контрольные работы, которые и предусматривают выполнение самостоятельных заданий различных уровней сложности. Мельникова Светлана Николаевна поделилась своим опытом по организации самостоятельной работы на уроках русского языка с использованием разноуровневых заданий.

Основная функция учебного предмета «Человек и мир» — научить ребёнка добывать знания, необходимые для ценностно-ориентированного и действенного отношения к окружающей природной и социальной среде, создать условия для формирования этих отношений. Главным условием реализации названной функции является создание комфортной образовательной среды. Траховцова Ирина Ивановна на наглядных примерах раскрыла возможности использования игровых технологий на уроках по учебному предмету «Человек и мир». Елена Николаевна Муравьёва на своём мастер-классе познакомила с основными видами компетентностно-ориентированных заданий, которые могут выступать опорой для создания аналогичных на основе изучаемого программного содержания.

Мероприятия, проведенные в рамках недели педмастерства, позволили педагогам обменяться опытом, продемонстрировать свои педагогические способности, поделиться с коллегами творческими наработками.

 

08.02.2018 г.

Урок – это педагогическое мастерство

 

Если мы будем учить сегодня так, как мы

учили вчера, мы украдем у наших детей завтра.

Джон Дьюи, американский

философ и педагог

В конце января в гимназии прошли открытые уроки по разным предметам. Уроки отличались многообразием учебных ситуаций, которые мотивировали детей к активной познавательной деятельности и новым открытиям.

Цыганкова Анна Владимировна на уроке математики познакомила учащихся 8 «А» класса с самой известной теоремой планиметрии – теоремой Пифагора. Анна Владимировна научила применять эту теорему при решении различных задач. Учитель предложила ребятам решить арабские задачи, задачи из арифметики Магницкого, создав учащимся благоприятные условия для развития умений сопоставлять, наблюдать, аналитически мыслить.

На уроке английского языка Мефоденко Елена Александровна затронула актуальную тему здорового образа жизни. В начале урока учащиеся 5 «Б» класса выбирали «яблочки с сюрпризом», на которых были написаны высказывания знаменитых людей о здоровом образе жизни. Ребята знакомились с цитаты, высказывали свое мнение, затем составляли диалоги, слушали советы врачей и создавали проекты на данную тему. Урок получился содержательным и интересным.

На уроке белорусской литературы Бондаренко Анны Владимировны учащиеся 5 «В»читали отрывок «На рэчцы» из поэмы Я. Колоса «Новая зямля», делились своими мыслями, интересными наблюдениями, открытиями. Бобкова Лилия Леонидовна, Князева Анна Александровна, Калинич Анастасия Анатольевна предложили учащимся уроки-проекты.

На всех уроках царила деловая, творческая обстановка. Дети охотно вступали в диалог с учителем и друг другом. Желание учащихся размышлять прослеживалось на каждом этапе каждого урока.

 

01.12.2017 г.

Что такое открытый урок? На этот вопрос известный советский педагог-практик В.А. Сухомлинский ответил, что урок является «зеркалом общей и педагогической культуры учителя, мерилом его интеллектуального богатства, показателем его кругозора, эрудиции». В конце ноября учителя государственного учреждения образования «Могилевская городская гимназия № 1» имели возможность посмотреть в «зеркало» своих коллег.

23 ноября урок «Падагульненне і сістэматызацыя вывучанага по раздзеле “Дзеяслоў”» был проведен учителем белорусского языка и литературы Масленок Татьяной Павловной в 7 классе в форме урока-путешествия. Посетить все «города» в стране «Языкознания» помогал учащимся проводник «Дзеяслоў». Урок носил творческий характер благодаря тому, что учитель использовал активные методы обучения на уроке, которые формирует познавательный интерес и творческое мышление учащихся.

28 ноября учитель математики Чирва Наталья Константиновна приблизила процесс обучения на уроке по теме «Задачи на проценты» к реальной практической деятельности, что стимулировало познавательную активность учащихся. Участники урока покупали Geely Atlas - первый в истории Беларуси автомобиль, целиком и полностью собранный на территории нашей страны. Ребята брали кредит в банке, заправляли машину, ремонтировали дороги и многое другое. Урок вызвал огромный интерес не только у учащихся, но и у учителей, так как были затронуты актуальные вопросы нашей повседневной жизни.

30 ноября Калинич Анастасия Анатольевна и Князева Анна Александровна вели диалог с учениками, опираясь на их социальный опыт.   Ребята из 8-х классов на открытых уроках английского языка окунулись в волшебный мир кулинарии: учащиеся 8 «В» класса познакомились с кулинарными традициями разных стран, а учащиеся 8 «Б» представили свои проекты по теме «Книга рецептов». Ребята поделились друг с другом рецептами блюд разных стран мира: Италии, Франции, Великобритании и Беларуси. Помимо основных блюд, были представлены закуски и десерты. Красочные презентации, сделанные детьми, не только пополнили словарный запас каждого, но и помогли закрепить пройденный материал. Особый интерес на уроке был проявлен к белорусскому десерту под названием «Кулага». 

 

29.11.2017 г.

В минувший четверг, 23 ноября 2017 года, в государственном учреждении образования «Могилёвская городская гимназия №1» прошёл семинар для воспитателей групп продлённого дня. Выполняя свою традиционную функцию обмена опытом, информацией, достижениями, наш семинар был построен в форме популярной сегодня  игры-квест, с соблюдением характерных этой игре правил. В поисках ключа к познанию участники семинарапринимали активное участие в занятиях, сочетающих теорию и практику.

Шереметова Елена Владимировна продемонстрировала методически приемлемую модель организации всех этапов самоподготовки, поделилась  интересными и свежими идеями, находками, подготовила практические задания, выполняя которые  участники могли применить знания на практике, опробовать новые методы и приёмы работы.

Освещая тему «Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников», воспитатели Давидович Татьяна Валерьевна и Благославская Светлана Викторовна рассказали о причинах растущей популярности в образовательном процессе этих видов деятельности, провели сравнительный анализ понятий «проектная деятельность» и «исследовательская деятельность», а также этапов их проведения. После этого участникам семинара было предложено попробовать реализовать проект «Оазис в каменных джунглях», последовательно пройти все этапы от постановки проблемы до создания макета парка отдыха для женщин. Эта идея очень воодушевила всех присутствующих. В ходе творческого  процесса изучалась предложенная литература, шли бурные обсуждения, принимались конструктивные решения и в результате проект завершился представлением полученных результатов, оригинальной и убедительной презентацией готового продукта.

Кожан Ирина Ромуальдовна пригласила гостей гимназии окунуться в мир эмоций. Обзор различных видов театральной деятельности с возможностью побывать в роли кукловода, примерить на себя роль сказочного персонажа, попробовать передать характер и эмоции с помощью интонаций, жестов, мимики  вызвал неподдельный интерес у участников семинара.  В сотворчестве рождались забавные мини-спектакли, пантомимы и этюды.

Кроме того, наши гости смогли посетить творческие мастер-классы и попытаться под руководством талантливых рукодельниц нашей гимназии освоить новые техники работы с пластилином, тканью и бумагой.

Кириенко Светлана Станиславовна познакомила с историей японской техники кинусайга, продемонстрировала свои уникальные работы-аппликации из лоскутков и дала несколько практических рекомендаций для желающих попробовать свои силы в освоении этой техники.

Тодаренко Людмила Фёдоровна рассказала о многообразии вариантов скручивания бумажных полосок в спираль для создания удивительных объемных картин в технике квилинг. Выставка её работ никого не оставила равнодушным.

Рымша Марина Ивановна и Наталья Викторовна продемонстрировали  новый способ использования пластилина. Вытянутыми специальным образом пластилиновыми жгутиками, можно создавать колоритные  картины, которые  дают неповторимый эффект и производят неизгладимое впечатление.

С каждого мастер-класса гости уходили с маленькой, но сделанной своими руками работой.

Пройдя все испытания и собрав подсказки, участники квеста смогли добраться до ключа познания и благополучно  завершили игру, пополнив свою педагогическую копилку свежими идеями,  впечатлениями и неоценимым опытом. Теплая атмосфера живого общения, признательность и искренняя благодарность наших гостей творческому коллективу гимназии являются красноречивым  подтверждением значимости  таких встреч для педагогов.

 Воспитатель группы продленного дня
Давидович Татьяна Валерьевна

 

09.11.2017 г.

1ноября в Могилевской городской гимназии № 1 прошел семинар «Эффективная подготовка учащихся к конкурсу научно-исследовательских работ», целью которого стало обобщение положительного опыта учителей гимназии при организации исследовательской работы с учащимися.

Учитель начальных классов Ирина Алексеевна Жигирева   провела мастер-класс, в ходе которого сосредоточила внимание участников на особенностях формирования исследовательских компетенций у младших школьников.

Опытом работы в направлении подготовки к конкурсу научно-исследовательских работ поделилась и учитель русского языка и литературы  Анна Александровна Шикунова, свой методический тренинг она посвятила правилам выбора и формулировки темы исследования. На основе анализа конкретных примеров были выработаны критерии перспективности темы исследования. Участники тренинга также обсудили стилеобразующие особенности научного текста.

На лекции учителя истории Александра Николаевича Лагутина «Структурные компоненты исследования» слушатели узнали, из каких обязательных компонентов состоит исследование и какие научные методы обработки данных можно применить в ходе подготовки научно-исследовательской работы с учащимися.

 

02.11.2017 г.

30 октября 2017 года в государственном учреждении образования «Могилевская городская гимназия № 1» состоялось очередное заседание методического объединения воспитателей групп продленного дня по теме «Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни в условиях группы продленного дня», целью которого стал обмен опытом работы, знакомство с новыми подходами к реализации профилактических мер и приобщению учащихся к здоровому образу жизни. Заседание прошло в форме конференции идей «Территория здорового образа жизни».

Теоретические основы формирования здорового образа жизни младших школьников раскрыли воспитатели Светлана Викторовна Бородавко и Юлия Александровна Якубова. Поделилась опытом своей работы по формированию здорового образа жизни через проектно-исследовательскую деятельность Елена Владимировна Шереметова.

На заседания методического объединения Татьяной Валерьевной Давидович и Инной Тимофеевной Дубровской были освещены вопросы организации игр и использования других активных форм и методов формирования здорового образа жизни в группе продленного дня.

В рамках заседания проведено открытое занятие  «Дорогою добра» в группе продленного дня 2 «А» класса (воспитатель Рябцева Оксана Степановна). Опыт работы, представленный на занятии, показал возможность применения различных приемов, способствующих формированию нравственного здоровья.

Участие в работе методического объединения дало возможность педагогам актуализировать свои знания по теме «Современные здоровьесберегающие технологии в начальной школе».  Использование в своей работе выработанных на заседании методических рекомендаций  по организации занятий по теме «Здоровье» в группе продленного дня будут способствовать активному внедрению интерактивных форм работы с учащимися и их родителями, а также позволят совершенствовать методику работы по организации воспитательного процесса в свете современных требований и технологий.

 

02.11.2017 г.

На осенних каникулах было проведено очередное заседание методического объединения учителей начальных классов на тему «Формирование и развитие предметных представлений и понятий на учебных занятиях на I ступени общего среднего образования».

Учитель начальных классов Игнатович Марина Михайловна поделилась опытом своей работы по реализации современных подходов при формировании математических понятий.

Приглашенная на заседание методического объединения Луферова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы, дала практические рекомендации по формированию и развитию языковых понятий.

Буряко Наталья Николаевна рассказала о специфике формирования предметных представлений и понятий на уроках «Человек и мир».

В ходе практической работы учителя начальных классов, разделившись на группы, разработали фрагменты уроков, демонстрирующие методику формирования географических представлений и понятий.

Терехова Екатерина Михайловна и Клименкова Елена Михайловна поделились с присутствующими информацией, полученной при прохождении курсовой переподготовки. 

Подводя итоги, участники методического объединения решили продолжить работу по формированию и развитию предметных представлений и понятий в рамках компетентностного подхода, способствовать накоплению и распространению опыта по данному вопросу.

 

23.10.2017 г.

В новом учебном году белорусские первоклассники приступили к изучению грамоты с новым букварем автора Ольги Игоревны Тириновой. Понравится ли новый букварь педагогам и учащимся? Будут ли современные дети помнить свой букварь? Увлечет ли он их новыми знаниями и впечатлениями? В поиске ответа на эти вопросы автор проводит семинары для учителей начальных классов в каждой области Беларуси, посещает уроки обучения грамоте, общается с педагогами и учащимися.

13 октября 2017 года учитель начальных классов нашей гимназии Клименкова Елена Михайловна провела урок обучения грамоте в рамках встречи с Тириновой О.И., ведущим научным сотрудником лаборатории начального образования НМУ «Национальный институт образования», кандидатом педагогических наук, доцентом, автором УМК по учебному предмету «Обучение грамоте» для 1 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. В ходе учебного занятия ребята путешествовали по стране «Русский язык», открыли для себя новый остров «Ударение». Тиринова Ольга Игоревна дала высокую оценку проведенному уроку, поблагодарила учителя за грамотную реализацию предложенных ею методических приемов.  Не остались без внимания и ребята. Ольга Игоревна отметила их трудолюбие, активность, пожелала достичь больших успехов в учёбе, оставаться такими же дружными и старательными. 

 

12.04.2017 г.

31 марта 2017 года состоялось заседание методического объединения учителей начальных классов и воспитателей групп продленного дня. Не случайно было решено провести совместное заседание двух методических объединений. Ведь тема заседания «Литературное развитие учащихся: современные подходы к формированию основных качеств грамотного читателя» актуальна как для учителей начальных классов, так и для воспитателей групп продленного дня.

«Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения становятся для них скучными? – задается вопросом один из ведущих современных методистов М.И. Оморокова и совершенно точно определяет причины этого печального явления: «…общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо чтения. Однако главной причиной такого явления следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников».

Очевидно, что усилия педагогов и родителей должны быть направлены не только на формирование навыка чтения, но и на формирование и развитие читательских умений младшего школьника. В ходе деловой игры участники заседания попытались разобраться в данной проблеме, поделились методическими приёмами и находками, направленными на формирование читательских умений, попрактиковались в постановке целей и задач урока литературного чтения, определили пути развития навыка быстрого чтения, составили памятку «Советы талантливому читателю».

 

 

17.01.2017 г.

Заседания методических объединений учителей-предметников проходили в гимназии 26 - 27декабря 2016 года.

В ходе заседания «Эффективная образовательная практика развития познавательной активности и коммуникативной компетенции учащихся на базовом и повышенном уровнях» был представлен мастер-класс учителя английского языка Л.П.Смыковой «Применение коммуникативных игровых технологий в обучении английскому языку». Учителя английского языка стали активными участниками игры - симуляции «Путешествие в Лондон», которая предполагала создание ситуаций иноязычного общения, максимально приближенных к реальной жизни. Педагоги проанализировали преимущества и недостатки использования данной методики, определили перспективы ее применения в образовательном процессе.

Опыт использования эффективных образовательных практик реализации допрофильной подготовки и профильного образования учащихся обобщили на заседании методического объединения учителя математики и информатики. Учитель математики А.В.Цыганкова представила современные подходы к организации разноуровневой работы на уроках математики, учитель информатики С.Н.Любавина – использование «облачных» интернет-технологий на уроках информатики. Способам создания ситуаций успеха и активного общения на учебных занятиях уделила внимание в своем выступлении учитель математики О.Л.Северова.

В практической часть заседания учитель Данилова Е.В. организовала групповое моделирование уроков на основе личностно ориентированного подхода к организации процесса обучения, руководитель методического объединения Н.К.Чирва пригласила коллег к обсуждению подходов к решению практико-ориентированных задач.

Учителя истории выбрали предметом обсуждения на заседании методического объединения вопросы формирования и развития предметных, метапредметных и личностных компетенций учащихся в процессе изучения истории и обществоведения, во внеурочной работе. Научно-методические аспекты формирования предметных и личностных компетенций учащихся обозначил руководитель методического объединения А.Н.Лагутин, учитель истории и обществоведения Н.А.Вишеватая представила презентацию «Использование практических заданий для формирования предметных компетенций учащихся». Учитель истории В.М.Полякова в своем выступлении раскрыла необходимость развития специальных учебных умений учащихся в ходе подготовки к обязательному экзамену по истории Беларуси и централизованному тестированию.

Завершающим этапом заседания стала подготовка материалов из опыта работы учителей истории и обществоведения к печати на страницах педагогических и методических изданий.

Проблеме повышения культуры устной и письменной речи учащихся на уроках и во внеурочной деятельности посвятили заседание методического объединения учителя русского языка и литературы. Руководитель методического объединения А.А.Шикунова озвучила требования к устной и письменной речи учащихся, критерии оценки грамотности построения высказываний. Учитель русского языка и литературы Т.Н. Луферова представила методику проведения работ по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы, Т.А.Стефаненко – методику работы над изложением с дополнительным заданием для учащихся среднего звена. Учитель Татарова В.М. презентовала опыт подготовки учащихся к устному высказыванию, уделив особое внимание использованию методов подбора ассоциаций и опоры на ключевые слова темы.

Учебно-методический блок заседания был посвящен анализу практического материала по теме и проведению практикума «Разработка дополнительных заданий к контрольным изложениям».

С выполнения тестового задания «Требования к организации контрольно-оценочной деятельности учителя и учащихся» началось заседание методического объединения учителей белорусского языка и литературы». Проанализировав результаты тестирования, педагоги обозначили вопросы, требующие дополнительного обсуждения в ходе деловой игры «Организация контроля и оценки знаний учащихся», которую организовала руководитель методического объединения Т.П.Масленок.

В ходе заседания учитель Н.В.Сапего познакомила присутствующих с дидактическими средствами для организации контрольно-оценочной деятельности на уроках белорусского языка и литературы, Н.Н. Гуревская презентовала материалы по теме самообразования. Завершающим этапом заседания стал мастер-класс учителя Ю.В. Колосовского «Выкарыстанне элементаў методыкі актыўнай ацэнкі на ўроках беларускай мовы і літаратуры».

 

 

17.11.2016 г.

Заседания методических объединений учителей – предметников, которые состоялись 31 октября 2016 года, были разными по тематике, но преследовали одну цель  - совершенствовать деятельность педагогов по реализации компетентностного подхода в преподавании учебных дисциплин на базовом и повышенном уровнях.

Учителя естественных наук обсуждали за круглым столом направления совершенствования профессиональной компетентности учителя, делились опытом работы по реализации профильного обучения, преподавания трудных для усвоения учащимися тем. В практической части заседания учителя естественных наук работали над составлением технологических карт уроков различных типов по предметам естественного цикла на базовом и повышенном уровнях.

Учителя белорусского языка и литературы считают одним из  направлений индивидуализации образовательного процесса проведение факультативных занятий. На прошедшем заседании методического объединения они  знакомились с эффективными методами и приемами, которые способствуют повышению качества образовательного процесса на факультативных занятиях, обсуждали возможности применения при проведении факультативных занятий электронных образовательных ресурсов. Учитель белорусского языка и литературы А.В.Бондаренко представила собственный опыт использования ресурса факультативных занятий для подготовки учащихся к централизованному тестированию.

Учителя математики И.А.Луговая, Е.В.Климуть выступали на заседании методического объединения с информацией о  требованиях к организации обучения в рамках компетентностного подхода, способах формирования информационно-коммуникационной компетенции учащихся, интерактивных методах и технологиях обучения. Руководитель методического объединения Н.К.Чирва организовала методический диалог по проблемам реализации деятельностного подхода в обучении, активное участие в котором приняли учитель информатики Н.Д.Шинкевич и учитель математики Е.В.Данилова. Учитель математики Я.И.Слаин представил авторские методические приемы, которые способствуют формированию у учащихся технических навыков решения нестандартных задач.

Актуальными направлениями  методики преподавания русского языка и литературы члены предметного методического объединения назвали коммуникативно-ориентированное обучение, формирование медиакультуры учащихся и использование инновационных моделей обучения. В ходе заседания руководитель методического объединения А.А.Шикунова, учителя русского языка и литературы Т.А.Стефаненко и Т.Н.Луферова представили такие модели обучения как «Перевернутый класс» (смешанное обучение) и медиаурок. Учителя обсудили преимущества и недостатки данных технологий в сравнении с традиционной системой обучения. Учитель Л.Л.Лысенкова подготовила презентацию об использовании электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы.

Перспективы применения проектных образовательных технологий в практике учителя истории обсуждали учителя истории в ходе заседания – конференции. А.Н.Лагутин представил опыт работы по организации учебных исследований, Н.А.Вишеватая  познакомила коллег с особенностями социальных проектов, методом «Гражданский форум». В.М. Полякова классифицировала проекты и рассказала об особенностях каждой группы проектов по направленности, наполняемости и продолжительности. В практическом блоке конференции учителя истории разработали памятку по подготовке и проведению проектной работы.

В форме семинара-практикума по теме «Система деятельности учителя в обеспечении качества владения учащимися иностранным языком при организации допрофильной подготовки» прошло заседание методического объединения учителей английского языка. Наряду с рассмотрением теоретических вопросов, учителя презентовали систему практических заданий по развитию и совершенствованию навыков устной речи (учитель Е.А.Одинцова), в ходе деловой игры моделировали практические задания творческого характера, стимулирующие у учащихся готовность к межкультурному диалогу (учителя Л.А.Молокович, О.Н.Хомякова), представили формы и методы работы с высокомотивированными учащимися при подготовке к предметной олимпиаде и тематическим конкурсам (учитель И.Н.Казакова).

 

15.11.2016 г.

На осенних каникулах было проведено очередное заседание методического объединения учителей начальных классов на тему «Развитие информационных и читательских умений учащихся на уроках математики».   В научно-методическом блоке Силенкова Анжела Владимировна рассказала о способах формирования читательской грамотности учащихся начальных классов средствами учебных предметов.

Жиловачик Алеся Петровна поделилась опытом своей работы по совершенствованию навыка чтения на уроках математики, представила накопленный ею методический материал по данной теме. Практическое применение материала Олеся Петровна продемонстрировала на своём открытом уроке математики по теме «Равносторонний треугольник».

О способах развития информационных умений учащихся на уроках математики рассказала Прилепко Жанна Леонидовна. Особое внимание она уделила формированию у учащихся умения находить информацию в текстах, таблицах, схемах, диаграммах, интерпретировать и анализировать её.

В ходе практикума учителя начальных классов, работая в группах по параллелям, составляли разноуровневые задания по заданным им темам.

С творческим отчетом по реализации тем по самообразованию выступили Буряко Наталья Николаевна и Федорович Наталья Георгиевна.

Подводя итоги, участники методического объединения определили направления совершенствования профессиональной деятельности по формированию и развитию читательских умений учащихся на уроках математики.

 

14.11.2016 г.

31 октября 2016 года в государственном учреждении образования «Могилевская городская гимназия № 1» состоялось очередное заседание методического объединения воспитателей групп продленного дня по теме «Воспитание навыков самостоятельной работы младших школьников», целью которого стало изучение путей оптимизации самостоятельной деятельности учащихся.

Теоретические основы организации самоуправления младших школьников раскрыли воспитатели Проничева Елена Владимировна, Гришанова Татьяна Александровна, Давидович Татьяна Валерьевна. Поделились опытом своей работы по организации самоуправления в группе продленного дня, а также рассказали о путях и средствах привлечения учащихся к самоуправленческой деятельности Смирнова Алла Михайловна, Якубова Юлия Александровна.

На заседании методического объединения Мироновой Людмилой Александровной, Юрченко Ириной Николаевной, Тепляковой  Светланой Михайловной  были освещены и вопросы организации самостоятельной работы, самостоятельного пошагового контроля и рефлексии на самоподготовке в группе продленного дня.

В рамках заседания проведены открытые занятия самоподготовки в группе продленного дня 2 «А» класса (воспитатель Шереметова Елена Владимировна), 3 «Б» класса (воспитатель Юрченко Ирина Николаевна), 4 «В» класса (воспитатель Дубровская Инна Тимофеевна). Опыт работы, представленный на данных занятиях, позволил коллегам расширить и углубить профессиональные знания и умения, показал возможность применения как целенаправленного руководства самоподготовкой, так  и использования различных форм самостоятельной работы и рефлексии с детьми разных возрастных групп.

Участие в работе методического объединения дало возможность педагогам актуализировать свои знания по теме «Воспитание навыков самостоятельной работы младших школьников». Использование в своей работе выработанных на заседании методических рекомендаций  по организации и проведению самоподготовки в группе продленного дня будут способствовать активизации самостоятельной учебной деятельности учащихся, формированию навыков самоорганизации и самоконтроля. 

 

02.09.2016 г.

 

30.08.2016 г.

Проблема, над решением которой работает коллектив государственного учреждения образования «Могилевская городская гимназия №1» в 2016/2017 учебном году и
задачи коллектива гимназии на 2016/2017 учебный год

 

30.08.2016 г.

Перечень нормативных правовых документов

 

 

Управление по образованию Могилевского горисполкома

Областной профориентационный портал

Счетчик посещений 

 

Обслуживание сайта:

Шинкевич Наталья n180773@yandex.ru

Любавина Светлана cvlub@yandex.ru

Разработчики сайта:

Шинкевич Наталья n180773@yandex.ru

Косарева Анна sun_ann@tut.by